Расчёты и подбор кондиционера для торговых помещений.
Расчёты и подбор кондиционера для торговых помещений.
Подбор кондиционера для небольшого продуктового магазина или популярного супермаркета лучше доверить квалифицированным специалистам. Популярные фразы от рядового потребителя типа: «На этот объем хватит и семерки», на объем гостиной или спальни может и хватит, а вот для, даже совсем небольшой торговой точки, будет явно недостаточно.
Основной фактор, отличающий торговый зал продовольственного магазина — это наличие холодильного оборудования. Продукты должны храниться и выставляться при пониженной температуре, для чего служат холодильные витрины, шкафы, горки и лари. Чаще всего эти агрегаты устроены по принципу обыкновенного бытового холодильника, то есть компрессор смонтирован в одном корпусе с испарителем. Тепло выбрасывается в торговый зал. Температура в нем повышается, агрегат работает еще интенсивнее, теплоотдача от него снова растет. Этот замкнутый цикл приходится разрывать, охлаждая воздух в магазине кондиционером и выбрасывая тепло наружу.
Получается двойная гибель — сначала энергия тратится на нагревание воздуха в помещении, а затем снова тратится на его охлаждение. Решение лежит на поверхности — давно уже выпускается торговое оборудование с раздельным циклом охлаждения. Фактически это сплит-система, в которой роль внутреннего блока выполняет холодильный шкаф или витрина. Такая конструкция, как и традиционный бытовой сплит, имеет два основных недостатка: она дороже и требует монтажа, в то время, как обычную витрину можно просто воткнуть в розетку и она начнет работать. Экономичность системы при эксплуатации отступает перед очевидным каждому снижением затрат и времени на запуск торговой точки в работу.
Такая погоня предпринимателей за мгновенной выгодой оборачивается головной болью и для них, и для климатической компании, продающей и монтирующий кондиционер. Можно, разумеется, поставить ту модель, на которую укажет заказчик, но она выйдет из строя за короткий срок и придется снова и снова разоряться на ремонт, тратить свои нервы, время и силы. Оборудование как правило выходит из строя в самый неподходящий момент и оперативный выезд специалиста в пик сезона, практически невозможен. Или же эффект от работы кондиционера не ощущается, и снова возникают проблемы. Цена кондиционера, который будет рекомендован на основании расчетов, всегда кажется покупателю завышенной.
Между тем, провести приблизительный расчет необходимой мощности кондиционера для своего торгового помещения по силам каждому. Есть несколько методик расчета необходимой мощности кондиционера. Все они базируются на подсчете теплопритоков в охлаждаемое помещение. В данном случае нам не нужна высокая точность, поэтому воспользуемся расчетом по упрощенным формулам.
Метод расчёта теплопритоков и подбора кондиционера:
Санитарные нормы требуют использования 1 кВт мощности кондиционера на 10 кв. м площади помещения общественного пользования. Важно, чтобы холодопроизводительность выбранного кондиционера превышала процентов на 20, сумму всех реальных внешних и внутренних теплопритоков. Поскольку львиную долю теплопритоков в магазине создает холодильное оборудование, то необходимо просчитать суммарную мощность, которую потребляют все холодильные шкафы, витрины, горки и лари, стоящие в торговом зале. Будущая система кондиционирования должна их полностью компенсировать.
Большинство производителей климатической техники в названиях своих моделей указывают число, характеризующее мощность агрегата не в привычных нам киловаттах, а в тысячах BTU (Британская Тепловая Единица). 1 BTU эквивалентна 0,3 Ватта. К примеру, мощность кондиционера Midea: MSAA-09HRN1 равна 9000*0,3 = 2700 Ватт = 2,7 кВт.
Модельные ряды кондиционеров привязаны к числовому ряду 7, 9, 12, 18..., соответствующему мощностям в тысячах BTU, 7000, 9000, 12000, 18000 и так далее.
Подсчет необходимой мощности кондиционера в тысячах BTU можно сделать по следующей таблице:
S магазина |
20м2 |
30м2 |
40м2 |
50м2 |
60м2 |
70м2 |
80м2 |
90м2 |
100м2 |
110м2 |
120м2 |
130м2 |
140м2 |
150м2 |
Мощность холодильного оборудования, кВт | ||||||||||||||
1 кВт |
12 |
16 |
20 |
24 |
28 |
32 |
36 |
40 |
44 |
48 |
52 |
56 |
60 |
64 |
2 кВт |
16 |
20 |
24 |
28 |
32 |
36 |
40 |
44 |
48 |
52 |
56 |
60 |
64 |
68 |
3 кВт |
20 |
24 |
28 |
32 |
36 |
40 |
44 |
48 |
52 |
56 |
60 |
64 |
68 |
72 |
4 кВт |
24 |
28 |
32 |
36 |
40 |
44 |
48 |
52 |
56 |
60 |
64 |
68 |
72 |
76 |
5 кВт |
28 |
32 |
36 |
40 |
44 |
48 |
52 |
56 |
60 |
64 |
68 |
72 |
76 |
80 |
6 кВт |
32 |
36 |
40 |
44 |
48 |
52 |
56 |
60 |
64 |
68 |
72 |
76 |
80 |
84 |
7 кВт |
36 |
40 |
44 |
48 |
52 |
56 |
60 |
64 |
68 |
72 |
76 |
80 |
84 |
88 |
8 кВт |
40 |
44 |
48 |
52 |
56 |
60 |
64 |
68 |
72 |
76 |
80 |
84 |
88 |
92 |
9 кВт |
44 |
48 |
52 |
56 |
60 |
64 |
68 |
72 |
76 |
80 |
84 |
88 |
92 |
96 |
10 кВт |
48 |
52 |
56 |
60 |
64 |
68 |
72 |
76 |
80 |
84 |
88 |
92 |
96 |
100 |
20 кВт |
88 |
92 |
96 |
100 |
104 |
108 |
112 |
116 |
120 |
124 |
128 |
132 |
136 |
140 |
30 кВт |
128 |
132 |
136 |
140 |
144 |
148 |
152 |
156 |
160 |
164 |
168 |
172 |
176 |
180 |
40 кВт |
168 |
172 |
176 |
180 |
184 |
188 |
192 |
196 |
200 |
204 |
208 |
212 |
216 |
220 |
50 кВт |
208 |
212 |
216 |
220 |
224 |
228 |
232 |
236 |
240 |
244 |
248 |
252 |
256 |
260 |
60 кВт |
248 |
252 |
256 |
260 |
264 |
268 |
272 |
276 |
280 |
284 |
288 |
292 |
296 |
300 |
70 кВт |
288 |
292 |
296 |
300 |
304 |
308 |
312 |
316 |
320 |
324 |
328 |
332 |
336 |
340 |
80 кВт |
328 |
332 |
336 |
340 |
344 |
348 |
352 |
356 |
360 |
364 |
368 |
372 |
376 |
380 |
90 кВт |
368 |
372 |
376 |
380 |
384 |
388 |
392 |
396 |
400 |
404 |
408 |
412 |
416 |
420 |
100 кВт |
408 |
412 |
416 |
420 |
424 |
428 |
432 |
436 |
440 |
444 |
448 |
452 |
456 |
460 |
Исходные данные:
Требуется рассчитать мощность кондиционера для торгового зала продовольственного магазина. Размеры зала 5х6=30 квадратных метров. В торговом зале стоят 4 холодильные витрины мощностью 500 Ватт каждая, три холодильных шкафа мощностью 300 Ватт каждый. Суммарная мощность холодильного оборудования — 2900 Ватт. Округляем мощность оборудования до 3 кВт и находим на пересечении строчки «3 кВт» и столбца «30 кв. метров» необходимую величину мощности кондиционера 24 BTU. Для данного магазина достаточно кондиционера Midea: MSAA-24HRN1-W. Если в модельном ряду нет кондиционера необходимой мощности, то выбираем ближайший с большим ее значением. Обычные сплиты настенного типа мощностью более 30 BTU не выпускаются, если для охлаждения торгового зала нужна большая мощность, то нужно устанавливать несколько агрегатов или использовать полупромышленные кондиционеры потолочные, колонные, канальные, кассетные.
Забота о прохладном и чистом воздухе в магазине — это не затраты, а инвестиции. В летнюю жару покупатель с удовольствием зайдет в прохладный магазин лишний раз, чтобы остыть и купить что-то вкусное к ужину, и наоборот, если на улице +30, то в помещение с плохим кондиционированием зайдет уж только в крайнем случае. Вложение денег в климатическую технику окупятся в первое же лето. А далее начнет приносить чистую прибыль, поскольку правильно рассчитанный кондиционер работает в штатном режиме и ремонт ему вряд ли понадобится.